Китайские майнеры все чаще выбирают Эфиопию в качестве следующего хаба для развертывания деятельности вслед за Ираном и Казахстаном. Об этом пишет Bloomberg.
Африканская страна запретила торговлю криптовалютами, но с 2022 года одобрила их добычу.
По данным издания, 19 из 21 компании, заключивших соглашения с государственным энергетическим монополистом Ethiopian Electric Power (EEP), являются китайскими.
После фактического запрета в мае 2021 года майнинга в Китае значительная часть бизнеса вынуждена переезжать за пределы страны. Одним из направлений релокации для деятельности становится Африка и, в частности, Эфиопия.
Привлекательные условия для организации майнинга
Страна привлекает дешевой электроэнергией, 92% которой вырабатывается за счет гидроэнергетики. После строительства объекта Grand Ethiopian Renaissance Dam (GERD) на китайские инвестиции в размере $4,8 млрд генерация достигла 5,3 ГВт.
По оценке производителя ASIC-майнеров Bitmain, открытие GERD дает возможность Эфиопии в ближайшие годы стать конкурентом Техасу в качестве поставщика электроэнергии для биткоин-майнинга. Доля американского штата в глобальном хешрейте первой криптовалюты оценивается в 25%.
Согласно EEP, фиксированный тариф для участников индустрии в африканской стране составляет $0,0314 за кВт·ч. Операционный директор Luxor Итан Вера подтвердил, что это сопоставимо с ценой электроэнергии в Техасе, но там она может сильно колебаться из-за сезонного спроса.
По словам представителя EEP, тариф для майнеров еще сильнее сократится после полного запуска GERD. Он добавил, что госкомпания приостановила заключение новых контрактов с добытчиками криптовалют «для обеспечения хорошо контролируемого и управляемого процесса».
По данным CEO Hashlabs Mining Джарана Меллеруда, оплата электроэнергии может достигать до 80% от общих затрат на добычу криптовалюты.
Глава BitCluster Виталий Борщенко обратил внимание на еще один привлекательный для майнинга фактор Эфиопии — климат. По рекомендациям Bitmain, идеальная температура для эксплуатации установок составляет от 5°С до 25°С. Это соответствует условиям столицы Адисс-Абебы, которая находится на высоте почти 2400 м.
Компания уже открыла в стране майнинговый дата-центр мощностью 120 МВт.
We are pleased to be one of the first to launch a BTC #mining facility in this beautiful country 👍The advantages of #Ethiopia 🇪🇹 will allow us and our clients to overcome the halving smoothly. https://t.co/0hscDp7tZG— BitCluster (@bit_cluster) February 9, 2024
В Luxor отметили, что в последнее время Эфиопия превратилась в одного из основных мировых импортеров оборудования для добычи биткоина.
Риски майнингового бизнеса в развивающихся странах
Одной из основных причин, по которой правительство разрешило майнинг, стало то, что участники индустрии платят за электроэнергию в иностранной валюте, признался замдиректора Администрации сетевой информационной безопасности Йодах Земичел. Однако в ответе он предпочел использовать термины «высокоэффективные вычисления» и «сбор данных», характеризуя деятельность по добыче криптовалют.
«Эфиопия очень сильно зарегулирована. Продвижение нового сектора вроде этого было сложной задачей. Мы работали в течение последних двух лет, чтобы получить все необходимые разрешения правительства», — сказал СЕО QRB Labs Немо Семрет.
Местная майнинговая фирма во многом выступила лоббистом индустрии в чиновничьей среде.
Земичел объяснил, что правительство приняло директиву для регулирования «шифровальных продуктов», включая майнинг. Он добавил, что выдача лицензий «происходит в песочнице и находится на ранней стадии». Назвать количество выданных одобрений чиновник отказался.
Семрет отметил, что у майнеров сохраняется неуверенность в том, как власти будут осуществлять надзор в долгосрочной перспективе.
Эфиопские официальные лица на условиях анонимности признались Bloomberg, что существуют опасения касательно влияния развития майнинга на внутреннюю стабильность. Энергоемкой отрасли приходится расширяться в стране, где менее 50% населения имеет доступ к электроэнергии.
После запрета в Китае одним из основных направлений миграции местных майнеров стал Казахстан. Интерес к юрисдикции продолжил расти даже после введения дополнительной платы за электроэнергию.
Однако в результате страна столкнулась с энергодефицитом и необходимостью ограничивать деятельность добытчиков биткоина. Майнеры начали покидать юрисдикцию из-за проблем с питанием дата-центров. Ускорили процесс ограничения для индустрии и ужесточение регулирования.
По большей части это «убило» в стране отрасль, считает соучредитель Hashlabs Ален Махметов. Предприятие фирмы в Казахстане мощностью 10 МВт уже два года простаивает.
Ранее китайские майнеры обратили внимание на Иран, как юрисдикцию с дешевой электроэнергией. После перебоев с энергоснабжением, предположительно вызванных добычей биткоина, в 2021 году власти запретили их работу на несколько месяцев. Ограничения вводились и в дальнейшем.
Меллеруд отметил риски развертывания бизнеса в развивающихся странах:
«Во-первых, может закончиться доступное электричество, не оставив возможностей расширяться. Во-вторых, майнеры могут внезапно перестать приветствоваться властями, что приведет к необходимости собраться и уехать».
По мнению Bloomberg, уверенность китайских майнеров в Эфиопии подпитывает геополитика. С 2016 по 2018 года Пекин вложил в 70 «мега-проектов» в стране почти $15 млрд. Государства поддерживают тесные отношения на высшем политическом уровне. При этом Эфиопия остро нуждается в притоке иностранной валюты для погашения долгов.
По этим же причинам майнеры из Китая присматриваются и к другим юрисдикциям на континенте вроде Нигерии и Анголы, отметил глава China Digital Mining Association Нуо Сюй. Организация помогает им релоцировать бизнес за рубеж.
«У китайских майнеров нет проблем со строительством предприятий в Африке. Это как еще одна провинция их страны», — заключил Сюй.
Напомним, СМИ выяснили, каким образом Китай продолжает генерировать до 20% хешрейта биткоина после запрета майнинга.